С преподаванием и сдачей английского языка в российской школе ситуация в последние годы сложилась, прямо скажем, неоднозначная.  Не будем рассуждать о целесообразности ЕГЭ и ГИА в наших школах, об этом уже много сказано, а также на темы «проверяющая комиссия – кто они?», коррупции в образовании, завышении и занижении оценок.

Вузы и ссузы предъявляют к школе и министерству образования претензии по подготовке абитуриентов. Суть претензий в том, что учебному заведению требуются студенты с устойчивыми знаниями в английском . Ведь в современном мире хороший специалист обязан владеть языком мирового общения. Времени на формирование начальной языковой базы у учебных заведений нет, их задача – дать студенту профессиональные навыки и в том числе специализированное владение английским. Начальную же языковую базу, соответствующую современным стандартам,  должна обеспечить школа.

Почему не работает система усвоения языка непосредственно в школе? Почему выпускники западных  школ владеют английским на уровне международного общения, а наши выпускники – нет?  Тот, кто учился в языковых вузах лет 10-20 назад, и в том числе нынешние учителя, преподаватели и репетиторы, заглянув в задания по ЕГЭ 11-классника, наверняка скажут, что справились бы с ним на хороший балл курсе на втором-третьем.  Рождается предположение, что составители экзамена несколько переоценили возможности российской школы. Кстати с содержимым экзамена, казалось бы, всё в порядке. Основной для него стал стандарт владения языком Совета Европы. То есть критерии экзамена вполне оправданы.  Стандарты Совета Европы  признаны во всём мире, и аттестация по ним работает уже несколько десятилетий. Проблема в том, какова возможность достижения этого стандарты на базе средней школы. Что будет, если в ближайшие несколько лет английский язык всё же станет обязательным в 11 классе? Ведь если сейчас его сдают по выбору, подготавливаясь на курсах или частно, то сможет ли средняя школа подготовить выпускников для массовой сдачи хотя бы на проходной балл?

Сразу подчеркну, что распространённые высказывания типа «поставил галочку и угадал», поэтому «и двоечник, и отличник получили одинаковый балл», звучат в применение к иностранному языку достаточно странно. Помимо первых тестовых  заданий (чтение, аудирование), где угадать, куда поставить галочку при известном везении ещё можно, существуют ещё задания по грамматике, словообразованию, письменная часть, включающая письмо и эссе, где незнание языка заметно усложняет задачу.

Современный ученик — некая идеальная личность, воображаемая министерством образования в свете последних образовательных стандартов. Это абсолютно здоровый подросток  (не дай Бог иметь какое-либо заболевание и пропускать редкие и поэтому особо ценные учебные часы), с достаточно ранним развитием. (Чтобы успешно овладеть школьной программой, в частности в сфере иностранных языков, после непродолжительного введения в мир иноязычного мышления  к 12 годам ребёнок обязан владеть основными аспектами грамматики. Это притом, что индивидуальное развитие не всегда к этому возрасту сформировало способность к восприятию сложных ситуационных конструкций.) Также идеальный ученик – ребёнок с  абсолютной  способностью к запоминанию (российские учебники английского, разработаны , как мне кажется, некими преподавателями-небожителями, несомненно имеющими все известные регалии, но очень далёкими от реалий школы, особенно провинциальной, считающими, что в идеальном мозге современного ребёнка — юного гения века передовых технологий — сбоев и форс мажоров быть никак не должно). Добавьте к образу идеального ученика  очень хорошую школу, обязательное обладание обеспеченными родителями, способными оплатить эту самую школу,  дополнительные занятия и репетитора, прилагающихся к «бесплатной» школе, даже самой хорошей, поскольку и в лучшей школе проблем хватает, к коим относятся, например, нехватка учебных часов, регулярные и неизбежные эпидемии гриппа, усугубляющие нехватку учебных часов, отсутствие нужного количества квалифицированных учителей, скверные учебники (без права выбора учебников посовременнее и понятнее) и т.д.

Несомненно существуют где-то вышеописанные идеальные школьники, выпускники — будущее нашей великой Родины. Родителям «неидеальных» школьников, особенно тем, кто не имеет счастья проживать в столице или крупных городах, к нормальному образованию своих чад приходится продираться через такие тернии, что можно только восхититься их мужеством. Ну не прижилась у нас ещё образовательная система развитых стран с её достаточно жёсткими требованиями по сдаче экзамена, где практика обучения и самообучения отработана годами, где молодым людям с самого раннего детства прививается позитивное и вдумчивое отношение к учёбе, где многие высшие учебные заведения, в отличие от отечественных,  сохраняют большее количество бесплатных мест и  серьёзно финансируются государством,  заинтересованном в будущем своих юных граждан, а значит и в своём.

Наша система образования в своём высоком стремлении соответствовать  высшим мировым стандартам начала не с глубинного изменения социальной ситуации, системы обучения и подготовки кадров, а , как всегда,  с насильственного внедрения высоких выходных стандартов.  Так у нас в России принято: сначала рождается привлекательная, но совершенно оторванная от реальности идея, потом выделяются деньги на её осуществление, деньги распределяются между желающими эту идею красиво упаковать, потом всё это упакованное преподносится в качестве добровольно-принудительного подарка недоумевающим потребителям, то бишь  учебному заведению  («и что нам с этим делать?»), потом потребители, скрипя зубами от бессилия,  пытаются приспособить «сюрприз» к реальности,  летят головы, учителя переходят на более сильные успокоительные средства, лет через пять, когда уже вроде успокоилось и «поджило», подрастает смена школьников, «выученных на инновационной стратегии» , идея объявляется «пережитком», а  её участники – жертвами неоправданного эксперимента, подсчитываются потраченные средства, летят головы, и всё повторяется сначала.

Проблема в том, что система российского преподавания языка в школе пошла по странному пути привязки к неадекватным учебникам и программам ещё в 90-ые годы, когда система преподавания советской школы была признана несовершенной , но вновь созданная система так не смогла решить главную проблему. Дело в том, что русский язык и английский язык различаются не только грамматикой, словообразованием, произношением и т.д., но и системой мышления их носителей. (В качестве примера приведу систему английских времён. Многие люди, изучающие английский, согласятся, что нам с нашими настоящим, прошедшим и будущим, требуется достаточно много усилий для того, чтобы овладеть всеми этими симпл, прогрессив и пёрфект. Суть в том, что мозг англо-говорящего человека оперирует другими временными понятиями, сравнимыми с математикой, с её системой точек, лучей и отрезков.)

Переход от одной системы мышления к другой очень сложен и требует времени, усилий и главное человека, способного этот переход сформировать  технически, т.е. преподавателя. (Кстати, для многих русских занятия с преподавателем-носителем языка, не владеющим русским, очень проблематичны по той же причине – то, что носитель языка воспринимает как должное, для нашего мышления требует невероятных усилий. Поэтому опытный преподаватель создаёт для ученика «мостик» — систему зацепок, аналогов и сравнений с родным языком, зачастую целый раздел примеров и ссылок на аналогичные родные языковые конструкции. По этой же причине самостоятельное обучение только по учебникам и интернет ресурсам может быть неэффективным, если у обучающегося нет устойчивой базы владения языком).

Поэтому на сегодня основным способом подготовки к экзаменам, несомненно, были и остаются  занятия на курсах английского языка или индивидуально.  О том, как выбрать курсы или преподавателя, читайте в следующей статье.

About engexamtutor

ESL tutor

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s