СКАНДАЛЫ ВОКРУГ ЕГЭ: МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

27.06.2011   10:13


23 июня патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего церковного совета, в частности, сказал:«Образование является одной из смыслообразующих сфер общественной жизни. В связи с этим я хотел бы коснуться темы единого госэкзамена, которая сейчас у всех на слуху. Удивительно, но большинство комментариев сводится к тому, что система ЕГЭ неправильная: не так вопросники оформлены, не так сформулированы, раздают их не в тех конвертах и не в то время… Я не исключаю того, что есть какие-то недочеты в технической стороне дела, но ведь общество сейчас потрясла не техника, а то, что происходит в результате сдачи единого экзамена, а именно массовый обман и коррупция.

В отличие от других комментаторов Церковь должна комментировать не техническую сторону вопроса, хотя, наверное, кто-то из наших специалистов мог бы поучаствовать и в этой дискуссии. Однако нравственная сторона того, что происходит, несомненно, является предметом тщательного и внимательного рассмотрения, в том числе со стороны Церкви.

Давайте прямо скажем: шпаргалки всегда были и будут. Что же происходит, когда человек пользуется шпаргалкой? Конечно, с точки зрения нравственности это далеко не безупречное деяние, и, наверное, если ученик на исповеди скажет, что использовал шпаргалку, то священник предложит ему раскаяться в грехе обмана. Это грех, это слабость, но в него вовлечен один человек, это его личная ответственность. А что же мы имеем сегодня? Перед нами отлаженная система, в которую вовлекаются тысячи и тысячи людей, и это уже не их личное дело — это дело и учеников, и их родителей, здесь есть и организаторы, и, если хотите, спонсоры.

Почему же все это происходит, и почему сегодня мало кто говорит об этой стороне дела? А потому, что ложь стала одним из самых опасных и самых распространенных грехов в нашей жизни. Нужно перестать врать, и, в первую очередь, перестать врать должны взрослые. Взрослые врут, взрослые обманывают, взрослые воспитывают детей во лжи. Если родители идут на то, чтобы финансировать ложь, связанную с ЕГЭ, то это происходит не от безысходности, а потому что для них соврать — что плюнуть. И дети все это видят и понимают. Но общество, которое воспитывается во лжи, не может быть справедливым. И ведь тема коррупции тоже связана с ложью — нельзя победить коррупцию, не поставив ложь вне нравственного закона общества.

Поэтому то, что мы сегодня имеем с ЕГЭ, — это пастырская проблема огромного масштаба. Я говорю это с большой скорбью — для меня информация о ЕГЭ была очень и очень драматической. Конечно, я надеюсь, что государство сделает правильные выводы, и министерство образования, совместно с правоохранительными органами, технически сможет наладить этот механизм. Но речь идет не о механизме. Речь идет о состоянии умов и человеческих сердец».

О ЕГЭ и его влиянии на всю образовательную систему Regions.Ru говорили много, см., например:
Священнослужители о российском образовании

Поможет ли повторный ЕГЭ, — Мнения священнослужителей

Священнослужители и эксперты о реформах школы

Какой ЕГЭ нам нужен? – Мнения парламентариев

ЕГЭ не оправдал себя, — Мнения священнослужителей

Однако, кажется, только патриарх увидел в скандалах вокруг этого экзамена проблему этическую – симптом нравственной болезни, которой поражены едва ли не все сферы нашей жизни.

При этом хорошо известен феномен «правдоискателя», который в попытках в одиночку противостоять тотальной лжи и коррупции теряет адекватность и превращается во что-то вроде городского сумасшедшего.

«Согласны ли вы с диагнозом патриарха, поставленным нашему обществу? Какие вы видите пути излечения этого общественного недуга?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Прот. А. Отец Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, согласился, что дело не в ЕГЭ.

«Это всего лишь одна из граней нашей жизни. В любой другой будут те же проблемы. Это отражение тех законов, а точнее «понятий», по которым мы живем. И в этом вся беда. Потому что мы – такие», — сказал он.

«Конечно, причина здесь нравственная. Да, с коррупцией, безусловно, надо бороться. И у государства должны быть для этого и юридические, и экономические средства. Но начинается все с человека, с его совести. Что для человека важнее, правда или выгода? Он сам выбирает. И захочет ли человек утвердиться даже не столько в правде юридической, а в правде Божией? А без понимания правды Божией мы жизнь не исправим», — добавил протоиерей.


Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает ЕГЭ далеко не положительное явление в нашем образовании, но также полагает, что скандалы вокруг экзамена – симптом более общей проблемы.

«То, что творится вокруг ЕГЭ, проливает свет на состояние нравственности всего общества. Это такая лакмусовая бумажка, которая показывает состояние умов и душ», — сказал он.

«На путь излечения общество встанет, когда обратится к истинным идеалам и ценностям, которые смогут объединить общество идейно и духовно. Тогда и начнется выздоровление во всех сферах жизни. Сейчас же общество действительно серьезно больно, потому что все пропитано ложью и коррупцией. И пора осознать, что так жить нельзя, что это саморазрушение», — добавил отец игумен.

Священник Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, напомнил, что греховное состояние можно преодолеть в первую очередь покаянием.

«Люди говорят: «Что толку? Все равно и после покаяния будем грешить». Но так говорят как раз те, кто никогда не исповедовался. В таинстве покаяния Господь подает человеку силы для избавления от грехов, показывает, что счастье – в честной и нравственной жизни. Одним словом, нужно начинать с покаяния», — сказал он.

«Но как переломить систему? — Все начинается с конкретного человека. Если каждый осознает, что надо жить не по лжи, что это зло, то тогда всю эту хитроумно выстроенную систему, в том числе и вокруг ЕГЭ, будет некому поддерживать», — считает отец Алексий.

«Многим это покажется утопичным. Но так, по крайней мере, некоторые спасутся. Появятся люди, которые будут иначе себя вести. Если же мы будем думать, что система сама как-нибудь преобразуется и ничего не будем предпринимать, то окажемся еще большими утопистами», — заключил он.


Разделяет обеспокоенность патриарха ситуацией с ЕГЭ имам-мухтасиб северных районов Омской области Ахмад-хазрат Ахметов.
«Со введением этой системы у нас началось отупление учеников», — считает он. При этом имам-мухтасиб напомнил, что представляла собой система образования и экзаменовки учащихся в советские годы, «когда были достойные учителя, которые не только давали хорошие знания, но умели их хорошо проверять».

По словам Ахметова, «видимо, разрушение этой системы было кому-то на руку, ведь ЕГЭ по сути стал новым источником коррупции». «В любом случае, получение образования за деньги не несет ничего хорошего ни детям, ни их родителям», — подчеркнул он.

Одновременно религиозный деятель горячо согласился с патриархом, что приверженность жить во лжи опасна для общества, «особенно когда к этому спокойно относится взрослое поколение». «Какая бы сложная ни была сегодня жизнь, нельзя допускать в нее обман и лицемерие», — отметил Ахмад-хазрат, напомнив известное выражение: «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Рав Зиновий Коган
«Внимательно прислушаться» к высказываниям патриарха Кирилла в связи с проблемой ЕГЭ советует раввин Зиновий Коган.
«Сегодня уже не остается никого, кто бы не выражал сомнений по поводу этой формы сдачи экзаменов», — указал он, отметив, что сам является сторонником возвращения к «классическим экзаменам, когда никакие шпаргалки не помогали ученикам скрыть свой реальный уровень знаний».

Особое значение раввин придает написанию учащимися сочинений «или хотя бы изложений». «Нужно, чтобы наши дети не только хорошо говорили, но и хорошо писали на русском языке», — подчеркнул Коган.

Со своей стороны раввин считает, что затронутый патриархом вопрос о нравственном состоянии российского общества «во многом связан с проблемой воспитания». «Сегодня многие родители практически не общаются со своими детьми, которые предоставлены сами себе и улице». Между тем, как напомнил Зиновий Коган, «в крестьянской одноэтажной России вопросам воспитания уделялось главное внимание – детей в семьях учили послушанию, совести, трудолюбию».

About engexamtutor

ESL tutor

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s