Как подготовить ребёнка к экзамену по английскому? Как выбрать курсы или преподавателя? Советы родителям выпускников.

Современная прогрессивная педагогика в мире постепенно отказывается от концепции психологического травмирования личности, систем жесткой оценки в течении учебного процесса и старается учитывать и использовать изменения, которые произошли в области распространения и хранения информации. И мы понимаем, что российская система преподавания языка очень далека от современного гуманистического направления.  Российский учитель отягощен административной работой, которая так мила сердцу чиновников от образования, низкой зарплатой и неуверенностью в завтрашнем дне. В идеале за несколько часов в неделю  преподаватель английского должен создать на уроке в группе из 13-16 ( в лучшем случае) человек динамичное обучение, развивающее устную и письменную речь, формирующее высокий уровень знаний  грамматики и понимания на слух на базе учебников, устаревших, усложненных и иногда откровенно неинтересных.  Утопия.

Поскольку в данный момент вы находитесь на сайте, посвящённом преподаванию английского, можно предположить, что этот предмет входит в список обязательных при поступлении в вашем случае. Мы уже говорили о том, насколько сложно даётся российской школе соответствие официальным стандартам преподавания иностранных языков, о том, что на самом деле реально, а что было и остаётся пропагандой от образования. А также, почему в нашей стране коммерческое преподавание такого важного предмета, как английский, стало повсеместным и необходимым. Вопрос в том, в какой форме дать ребёнку дополнительное образование по языку, сколько это будет стоить, насколько болезненным моментом это может стать для семейного бюджета.

Чем раньше вы и ваш ребёнок определитесь с выбором послешкольного образования, тем лучше? Хорошо, конечно, если в классе 4-5, ваш ребёнок уже решительно настроен знать в будущем английский, а значит, уже начал закладывать успех будущей карьеры. Но так бывает не всегда. Чаще всего родителям  начинают думать о направлении будущего образования ребёнка начиная с 7-8 класса, когда его склонности уже заметны.  Факторов, влияющих на выбор учебного заведения, а значит и предметов, может быть несколько. Во-первых, конечно, склонность ребёнка, его успеваемость по определённым предметам. Во-вторых, финансовая определяющая — немаловажный вопрос. В-третьих, ВУЗ или ССУЗ, его местоположение, наличие необходимого факультета.

Предположим, для поступления вам необходим английский.

Вы решили отдать ребёнка на курсы подготовки к ЕГЭ по английскому?  Таких курсов сейчас  много, все они предлагают услуги по подготовке к экзамену, стоят прилично и обещают многое. Как выбрать?

Идеальная модель преподавания иностранного языка – это работа в небольшой группе обучающихся одного языкового уровня с обязательными отрезками времени, выделенными на индивидуальный контакт ученик-учитель. Особенности подготовки, мышления и восприятия учебного материала у всех разный, иногда при групповой работе трудно определить склонности и приоритеты учащегося, но они в любом случае будут проявляться в процессе учёбы и могут стать препятствием в усвоении материала. Сразу оговорюсь, что критерии оценки хороших курсов и хорошего частного педагога примерно одинаковы. Прежде всего, это  интерактивность, наличие интересного современного материала. В стандарте письменного и устного раздела ЕГЭ в основе примерно двадцать тем, из которых каждая затем раскладывается ещё на 5-10, вот и представьте, какое тематическое многообразие следует охватить преподавателю, это не говоря о том, чтобы научить писать личное письмо и эссе по соответствующим стандартам. Затем, это основательная грамматика уровня средний/выше среднего (мы здесь всё таки говорим о том, чтобы набрать хороший проходной балл, а не минимум). Английский язык , как и любой другой, требует постоянной практики, и если показатель опытности пилота самолёта -«налёт часов», то показатель готовности ученика — многочисленные часы прослушивания, разговора, письменных и устных тренировок.

Возьмём в качестве примера среднего ученика общеобразовательной школы или гимназии обычного типа, с базой основных знаний по языку, то есть грамматики, набором слов по темам, средним произношением. Критерии при выборе курсов  должны быть следующими:

  • Курсы не могут быть короткими (кроме интенсива перед самыми экзаменами). Выбирайте интенсив только, если  ваш ребёнок уже сформировал базу знаний для сдачи экзамена. Короткие интенсивные курсы практически с нуля — рискованное мероприятие, ведь языковые знания должны закрепиться, «осесть» и на это требуются месяцы. Выстроить в голове ребёнка чёткую картину правил, тем и исключений за месяц-два —  дело невозможное.
  • Курсы не могут быть редкими. Конечно, сколько раз в неделю проводятся занятия, зависит от длительности курсов. Растянутый на 2-3 года вариант «два раза в неделю» или «курсы выходного дня» — вполне возможное вложение капитала.( 1500-3000 рублей в месяц в регионах). Но если до сдачи экзаменов остаётся учебный год, а вы только-только определились с выбором вуза, и балл, который вам нужен — 60 и выше, с сентября месяца вам понадобятся курсы с занятиями не реже 3 раз в неделю с домашним заданием и цифровой поддержкой заданий.
  • Не поддавайтесь на рекламные клише типа «Суперметодика!», «Впервые..» и т.д. Если вас пригласят на «суперпрезентацию» и молодой человек представительного вида, бегая по аудитории с горящими глазами, будет рекламировать  вам  «суперметодику», бегите прочь. Если бы в мире существовал метод, как за месяц в совершенстве овладеть иностранным языком, проблемы языкового барьера не существовало бы в принципе. Не мечтайте, что таковую изобретут как раз к моменту, когда ваш ребёнок будет оканчивать школу. Конечно, выбранные вами курсы могут пользоваться интересными неординарными методиками, но не в ущерб академическому учебному процессу.
  • Курсы могут иметь «козырь» — педагога носителя языка, «выписанного» из Великобритании или Америки,. Носитель языка — дело очень хорошее. Вам повезёт, если вы сможете заниматься с преподавателем из Британии, Америки и других англоговорящих стран. Но в Великобритании, например, ESL преподаватель, то есть преподающий язык иностранцам, — удовольствие недешёвое. Готовьтесь платить за качество, но учтите, что не всякий говорящий по-английски — преподаватель с опытом и методикой, да ещё знающий реалии сдачи экзаменов в России.
  • Важный момент — это учебные пособия. Вас могут попросить купить дорогой комплект учебников из книги, рабочей тетради, тестового буклета и кассет(дисков). Приобретение, конечно же, будет выглядеть очень солидным. Но на самом деле,  подготовка к экзамену не может сводится к одному учебному пособию. Каким должен быть подбор учебного материала? Он должен включать в себя массу источников от простого к сложному: статьи, тексты для чтения, видео, аудиотексты на чтение, отработку и понимание,  упражнения на грамматику, упражнения на отработку языковых клише, словообразования, языковые сложности и т.д. В идеале преподаватель должен предоставлять цифровую поддержку своего материала, т.е. периодически сбрасывать на цифровой носитель или размещать на специальном сайте свои наработки, задания и аудио-видео материал.
  • Сейчас делаются попытки организовать в школах дополнительные занятия по английскому в платных группах. Цена таких занятий обычно невелика (около 100-200 руб в час), и хороший учитель может дать за это время многое, поскольку он не привязан к определённой программе и может подобрать альтернативный учебный материал. Если в вашей школе организованы подобные курсы, узнайте побольше о их преподавателе.  Не хочется обижать школьных педагогов, но среди них зачастую встречаются очень слабые преподаватели. Поэтому многие из них «привязаны» к стандартным школьным учебникам, не могут выйти за пределы их программы, потому что этой программой знания учителя и ограничиваются. Каков должен быть учебный материал, см. выше.

Самым популярным способом подготовки к экзаменам, несомненно, были и остаются  занятия с репетиторами. Здесь всё зависит от того, насколько качественно преподаёт частный учитель, будь то профессиональный тьютор со своей методикой, или учитель, совмещающий преподавание в школе или другом учебном заведении с частным преподаванием. Человеку, несведущему в иностранных языках, трудно определить степень знаний учителя, пока жизнь, а в частности, соответствующий экзамен, не определит, что к чему.

  • Лучший способ знакомства с репетитором – «сарафанное радио».  Попробуйте поискать преподавателя через знакомых. Ориентируйтесь на тех репетиторов, у кого кто-то из  учеников уже сдавал  что-нибудь глобальное, ГИА/ЕГЭ, какие-либо формы тестирования.  Также можно просмотреть объявления в интернете в своём регионе. Существуют сайты, подбирающие репетиторов. В любом случае, через интернет вы можете уточнить все условия, узнать о возможности бесплатного пробного урока, посмотреть отзывы.  Чаще всего, продвинутый педагог будет пользователем сети, ведь сейчас именно интернет – главный источник образовательных материалов, которые постоянно обновляются. У большинства репетиторов есть свой сайт или страничка в интернете, где вы сможете познакомиться с условиями и гарантиями преподавания. Возраст педагога не столь важен, как его стаж репетиторской деятельности и осведомлённость.
  • Первый признак недобросовестного преподавателя – это попытка облегчить жизнь себе и спустить урок на уровень читаем-переводим-учим слова. Отсутствие современного подхода к обучению, свежего интересного материала, руссицизмы и неспособность свободно  изъясняться на преподаваемом языке говорит о слабом владении этим самым языком. К сожалению, диплом об окончании языкового вуза – это ещё не гарантия того, что ваш ребёнок получит от дипломированного специалиста весь спектр обещанных услуг.  Так же не показатель – улучшение школьных оценок, если, конечно, вы не нанимали преподавателя для помощи в выполнении домашнего задания.  С другой стороны, если в школе строгие требования  по языку, не показатель непрофессионализма частного учителя, если оценки ребёнка долгое время не улучшаются. Нужно помнить, что в данное время учителя в школе обычно требуют знания, применительно к учебникам, по которым английский выучить весьма сложно, а репетитор должен готовить ребёнка к определённому уровню тестирования, будь то итоговая аттестация или единый госэкзамен.
  • На первый урок с репетитором придите вместе с ребёнком, пообщайтесь, в дальнейшем попроситесь посидеть на одном из уроков (через месяц или два). Личное общение  очень важно, и если вы по жизни хороший психолог, присмотритесь к педагогу как к личности. Человечность, общительность и чувство собственного достоинства также показательны, как высокомерие, нежелание идти с вами на контакт, или наоборот преувеличение собственных заслуг, заискивание  и навязчивость.
  • Хороший педагог не должен представлять счёт к оплате за каждую лишнюю минуту, проведённую с вашим ребёнком. Час (учебный или академический ) — весьма условная единица, и опытный репетитор скорее всего это предупредит вас об этом. Урок, посвящённый новому материалу с объяснением и проработкой, потребует  меньше времени, поскольку будет сложным и концентрированным. Хороший педагог почувствует «границы внимания» вашего ребёнка и вряд ли будет «растягивать» урок до оговорённого времени, понимая бесполезность этого. С другой стороны, урок, включающий тесты или просмотр видео, может быть легче для ребёнка с точки зрения нагрузки или требующим больше времени технически. Такой урок может занимать больше часа. В план урока, если он долгий, должен быть включён небольшой перерыв.
  • Если ваш ребёнок занимается в группе из нескольких человек, стоимость урока должна быть ниже, а длительность больше. Группа группе — рознь. Обратите внимание, стабильно ли привязан ваш ребёнок к одному составу учеников, или репетитор пользуется системой «посиди сегодня с Машей, она в понедельник не смогла прийти».  Всякое бывает, преподаватель может комплектовать группы из-за пропусков с целью подтянуть учеников на один уровень, но ребёнку всегда легче заниматься, если он уже познакомился с ребятами из своей группы,  и программа занятий стабилизирована. Психологическая и уровневая совместимость тоже очень важны. В группе ребёнку может быть тяжело работать с кем-то из учеников, если  ему, например, не дают высказаться или сравнивают с кем-то. Репетитор не должен озвучивать оценки за тесты или выделять кого-то. Если ребёнку тяжело заниматься в группе, поговорите с педагогом, может быть, индивидуальные занятия вам больше подойдут, или же вам подберут другой состав учеников.
  • Кабинет репетитора должен как минимум иметь компьютер, меловую или белую доску, принтер или сканер. Обратите внимание на стол и стулья, мебель должна быть удобной. Хорошо, если педагог обеспечил уголок в комнате для воды или чая. Короткий перерыв между, например, первым и вторым часом занятий, может быть очень полезным. Ученики в это время могут встать, отвлечься, выпить воды или приготовить себе чай. Это очень важно при интенсивной нагрузке, усталость может нарушить эффективность занятий, а короткий перерыв снимет умственное  напряжение. Также педагог должен предоставить доступ к удобствам в своей квартире или офисе, это тоже немаловажный момент.
  • Большинство педагогов берёт оплату за какое-то количество уроков вперёд. В большинстве случаев, оплата за пропущенные уроки не возвращается, и это можно понять. В наше время многие репетиторы платят налоги и не могут зависеть от каждого «прогульщика». Репетитор может предложить время для компенсационного занятия, если причина пропуска уважительная.  Также лучше договориться о переносе занятия на другой день, ведь все мы люди и имеем свои проблемы. Но не слишком увлекайтесь этим. Если вы заключили с репетитором официальный или устный договор, смиритесь с тем, что уроки английского надолго поселились в вашем списке необходимых дел. Помните, что уважающий себя педагог не будет к вам приспосабливаться, и при прогулах и недобросовестном отношении к обучению, скорее всего, вам откажет. Многие родители согласятся с тем, как трудно найти хорошего репетитора в наши дни. Если вы его нашли, держитесь за него двумя руками.
  • Договоритесь с репетитором о полном мониторинге посещений. Если ребёнок не пришёл на занятие, педагог должен немедленно «отзвониться». Также «отпрашивайте» ребёнка сами, ведь частенько родители могут и не знать, сходил их ребёнок к репетитору или потратил деньги за урок на интернет-клуб.( Да, да, такое тоже бывает. )

Занимается ли ваш ребёнок на курсах или с репетитором, самое главное — это знания, которые он получает.  Выше мы говорили о качестве преподавания, но и личность самого ученика — важный фактор успеха. Родители не должны отказываться от контроля над успеваемостью своего ребёнка и его активности, будь то курсы или частные уроки. Для подростка  трижды в неделю в любую погоду выезжать на уроки и выполнять домашние задания — сложная задача. Ребёнка как минимум нужно убедить в том, что это для него важно. Но самое главное будущий выпускник сам должен понимать важность дополнительного обучения. Должны присутствовать интерес к предмету и готовность жертвовать развлечениями, общением с друзьями, словом, всем тем, что так важно в этом возрасте.

About these ads

About engexamtutor

ESL tutor

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s